Стулья - взгляд назад - www.molot.by
Сложно сказать, откуда произошли стулья. История этого насквозь обыденного предмета, что ожидаемо, теряется где-то во временах костров и кочевых стоянок древних племен. И возможно именно оттого первые стулья и кресла в том виде, в котором мы знаем эту мебель сейчас (ножки, сиденье и спинка) стали непременным атрибутом власти. Ведь для того, чтобы сесть, человек простой мог сесть на землю, поваленный ствол дерева, деревянную чурку, камень, наконец. Стул же - изделие труда, изготавливаемое с трудом, украшаемое рисунками и резьбой, нет, определенно, не каждый мог себе позволить иметь такую вещь. Более того, избранность и отдельность человека, сидящего на стуле, а значит и располагающегося выше прочих, сидящих просто на земле, выразилась во множестве различных традиций - например, в поверье, что власть человека может уйти через землю, поэтому на ней нельзя сидеть (и нельзя ходить по земле босиком). Известны курульные стулья Древнего Рима, изготавливаемые из золотой бронзы и драгоценной слоновой кости. На таких стульях восседали (иначе и не скажешь) высшие имперские чиновники - высшие магистраты. Мало того, эти курульные стулья являлись одним из символов власти магистратов, поэтому переносились вслед за своими хозяевами. Для удобства ношения и перевозки такие кресла делали раскладными. Известно, что Гай Юлий Цезарь первым сел на курульное кресло, целиком сделанное из чистого золота. Покоренные римлянами европейцы наследовали от своих завоевателей не только письменность, но и многие из культурных традиций, в том числе и восприятие кресла как сиденья для вождя. До конца пятнадцатого века в европейском доме на кресле со спинкой мог сидеть либо очень важный гость, либо сам хозяин дома и отец семейства, прочие же довольствовались табуретами или скамьями. Но, как известно, что хорошо одному, то и другому неплохо, поэтому к 17-му веку табуреты плавно переросли в стулья, когда задние опорные ножки продлили на высоту спины. А большие мягкие кресла вообще стали считать уделом стариков и больных, поэтому их стали ставить в спальнях, а не в гостиных или столовых. Так к семнадцатому веку мебель стала более демократичной, если так можно выразиться, хотя различия в сословии и происхождении еще сказывались в том, кому на чем сидеть - в кресле, на стуле, на табурете, а кто и постоит, ножки не отвалятся… Существенный толчок к развитию мебели дал, как ни странно, знаменитый лондонский Великий пожар 1666-ого года, когда сгорела большая часть города, и огромному числу лондонцев понадобилось не только новое жилье, но и новая мебель. Новое, как говорится, к новому, и в новые дома бывших погорельцев стала приходить новая мебель, с плетеными тростниковыми спинками, ткаными набивными мягкими сиденьями - старая массивная деревянная мебель сгорела в огне, да здравствует новая легкая мебель! К концу 17 века стулья и кресла в богатых домах стали расставлять по периметру помещения, потому что мода того времени диктовала условия, чтобы мебель подчеркивала красоту и форму помещения, в котором находится. 18 век ознаменован расцветом кресел «с ушами» - глубоких мягких кресел с выступающими боковинами ушами, деликатно и ненавязчиво скрывающими лицо соседа сбоку, что было удобно для английских джентльменов, пришедших скоротать тихий вечер в клубе. Также в то же время искусство краснодеревщиков и резчиков по дереву уже достигло значительных высот, и в моду вошел стиль рококо с его помпезно ажурными и сложными формами. Возникают стулья с «ленточными» ажурными спинками тонкой резьбы; резные стулья такого стиля стали называть «чиппендейл» по имени мастера, первым предложившим такие стулья публике. Сегодня можно приобрести или заказать мебель любых форм и стилей, благо человечество уже имеет богатое стилистическое наследство, из любых материалов - сталь, МДФ, твердеющий под лазерным лучом пластик, тростник, массив дерева, кость животных. Сегодня даже сама незыблемая форма стула часто переосмысливается, и возникают кресла-седла, бескаркасные кресла-мешки и прочее. Долгая лета тебе, кресло! Каким бы ты ни было, каким бы ты ни появлялось в наших домах, без тебя нам никак.
<<